Когда в 2013 году миллиардер и инноватор Илон Маск впервые заговорил о проекте Hyperloop, это воспринималась как очередная амбициозная задумка бизнесмена — потрясающая, может быть когда-то осуществимая, но слишком невероятная, чтобы поверить в ее успех. Тем не менее, сейчас, пять лет спустя, тестовая версия этого футуристичного транспорта будущего обретает форму в пустыне Невады.
Примерно в 35 милях к северу от Лас-Вегаса, среди песка, камней и колючек, с красноватыми горами на горизонте и без единого человека в зоне видимости, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, инженеры из Virgin Hyperloop One создают гигантскую белую трубу.
“Мы работаем над это конструкцией уже примерно 10 месяцев, — сообщил Кевин Мок, старший инженер-тестировщик. — Она похожа на водопроводную трубу, но адаптирована под наши цели и характеристики”. Под характеристиками он, судя по всему, имеет в виду то, что труба эта 500 метров в длину и около 3,5 метров в диаметре. Она сделана из окрашенной стали и опоясана усиливающими обручами.
О самой задумке гиперпетли стало известно после публикации 57-страничной статьи, в которой Маск описывал уникальную транспортную систему. Пассажиры или грузы помещаются в кабины-капсулы, которые перемещаются в практически вакуумной трубе со скоростью до 1100 км/ч к месту назначения. На тот момент Маск был слишком занят управлением одновременно Tesla и Space X, так что предложил заинтересованным компаниям воплотить его проект в жизнь. Одной из компаний, появившихся ради исполнения этой миссии, стала Virgin Hyperloop One (изначально Hyperloop Technologies, затем Hyperloop One — до декабря 2017, когда руководителем стал Ричард Брэнсон).
Hyperloop в целом вполне соответствует духу радикального футуризма, присущего всем амбициозным задумкам Маска. Однако преимущество гиперпетли в том, что для ее создания не требуется революция в технологических или любых других процессах. Это, по сути, компиляция существующих транспортных и индустриальных технологий. Hyperloop можно назвать своеобразной химерой, объединившей в себе металлическую трубу, поезд-пулю, сосуд под давлением и вакуумную систему передвижения.
Самое сложное здесь — сделать так, чтобы пассажиров и грузы при доставке не раздавило. Сообщается, что Hyperloop One запустит коммерческую систему к 2021 году. Пока же в пустыне скрывается тестовая труба — она же DevLoop. Именно на ней будут проверяться и отрабатываться инженерные решения для усовершенствования системы.
Чтобы вытянуть воздух из DevLoop, используется цепочка из помп, расположенных на одной из сторон. Эти компоненты уже давно есть на рынке — их используют на сталелитейных заводах или на мясоперерабатывающих фабриках (в детали лучше не вдаваться). Они позволяют сбросить давление в трубе до уровня менее 1/1000 атмосферы на уровне моря. Это эквивалентно давлению на высоте 60 тыс. метров. На этом этапе несколько оставшихся молекул воздуха не препятствуют ускорению транспорта.
С правого конца трубы, которая, по сути, представляет собой всего одну секцию гиперпетли, последние 30-35 метров — воздушный замок. Стальной диск отделяет этот отсек от остальной трубы, так что капсулы могут входить и выходить туда без необходимости каждый раз откачивать воздух из всей трубы, что занимало бы около 4 часов.
DevLoop не лежит непосредственно на земле, а удерживается на нескольких колоннах. Это позволило отказаться от прокладки специальных рельсов, что упростило работу и удешевило стоимость конструкции. При этом обручи, обхватывающие трубу в местах присоединения колонн, сделаны по особой раздвижной конструкции. Из-за изменений температуры среды сталь может расширяться и сжиматься на несколько метров, так что, если обручи не будут адаптироваться, они лопнут при нагреве трубы или не будут способны крепко ее удерживать при охлаждении. В пустыне, где разница между дневной и ночной температурами колоссально, необходимость в такой конструкции ощущается особенно явно.
Со времени анонса первого прототипа прошлым летом Hyperloop One сделали около 200 тестовых заездов на разных скоростях, собирая всю возможную информацию. В декабре капсулу всего за несколько секунд удалось разогнать до 380 км/ч. Это новый рекорд для DevLoop, но далеко не последний, учитывая, сколько еще тестов предстоит.
Системный инженер Анита Сенгупта отмечает, что они планируют использовать единый тип капсул для транспортировки грузов и пассажиров. Первое время Hyperloop будет использоваться исключительно для доставки грузов. Это позволит избавиться от части загрязняющих атмосферу грузовиков, пересекающих города. Затем, после того, как будет доподлинно известно, что система работает без сбоев и безопасна для людей.
У Virgin Hyperloop One сейчас достаточно много соперников в гонке за реализацией проекта Маска. Arrivo, основанная бывшим главным инженером и одним из основателей Hyperloop One Брогэном БэмБрогэном, планирует запустить «вдохновленную гипепетлей систему» в Денвере. Не отстает и сам Маск, у которого, видимо, появилось больше свободного времени. Он заявил, что хочет разместить пару труб в туннелях, которые он создает по всей Америке.
Конечно, инженерные проблемы — далеко не единственные, с которыми предстоит столкнуться создателям Hyperloop. Далее предстоит борьба с владельцами земель, где будут установлены трубы, исследования экологичности такого транспорта, политические пререкания. Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и вопрос финансирования.
Но если Virgin Hyperloop One удастся преодолеть все эти проблемы, вероятно, на этом участке пустыни скоро будут посетители помимо местных черепах.
Комментарии